По концепции Э. Тоффлера, которую он представил в книге «Третья волна» в 1980 году, просьюмер – это одновременно и производитель (producer), и потребитель (consumer). Просьюмерам свойственна деятельность по принципу Do It Yourself (DIY), основанная на ручной работе и использовании электронной и бытовой техники в целях улучшения и модернизации потребляемых экономических благ. Во многом тенденция do it yourself опирается на субкультурные и андеграундные практики второй половины XX века.
Новая кибернетическая реальность Web 2.0, описанная Тимом О'Рейли в 2005 году в статье What Is Web 2.0, создала новый тип просьюмеров, которым свойственно заниматься умственной деятельностью и на основе новых информационных технологий разрешать некоторые проблемы, связанные, например, с улучшением создаваемых в сети проектов и сервисов.
Принципы просьюмеризма и мейкерства доступны, у них низкий порог входа: для их внедрения не нужно участие крупных государственных или экономических структур, достаточно готовности участников кружка или мастерской, отдельных людей и групп. Благодаря проактивной позиции человек становится не просто потребителем, которым легко манипулировать. Он берет на себя ответственность за свою жизнь, непосредственно влияет на среду обитания, интерфейсы, с которыми взаимодействует он сам и другие люди.
Отдельной веткой мейкерства является участие в фаблабах — движении специалистов, создающем локальные решения для глобальных проблем. Фаблабы создаются за счет свободного взаимодействия и обмене знаниями, и направлены на внедрение образовательных инициатив, реализацию бизнес-идей и создание инфраструктуры для дальнейшего роста фаблабов.