В последние десятилетия активно исследуются глобальное нарушение человечеством биогеохимических циклов, вторжение в климатическую систему, сокращение ареалов дикой природы и биоразнообразия. В связи с этим, а также с лавинообразным приростом численности населения, дефицитом продовольствия, волнами голода и гибелью от него людей встал вопрос о емкости биосферы и способности систем жизнеобеспечения продолжать выполнять свои функции в условиях растущего антропогенного воздействия.
Научные основы единства биосферы заложил В.И.Вернадский, введя в научный оборот биогеохимический подход. Он доказал, что живое вещество является неотъемлемым атрибутом единого механизма системы атмосфера-гидросфера-литосфера. Г.Лавлок (Lovelock, 1982) предложил так называемую "гипотезу Геи-Земли", согласно которой землю можно рассматривать как один сложный организм, в котором соединены почва, биота, атмосфера и океан. Живое вещество контролирует состав атмосферы и тем самым противодействует любым негативным изменениям в биосфере. Прямые и обратные связи поддерживают гомеостаз, т.е. устойчивое состояние организма Земли. Горшков В.Г. (1995) выразил языком математических формул гипотезу Г. Лавлока о гомеостазе глобальной экосистемы: биосфера подчиняется принципу Ле Шателье – Брауна и ведет себя как саморегулирующаяся система, способная подавлять всякие природные нарушения и восстанавливать некий внутренний баланс.
В 2015 году международная группа ученых опубликовала в журнале
Science статью, в которой утверждается, что относительно стабильная эпоха голоцена, длившаяся 11 700 лет, – это единственное состояние экосистемы, которое способно поддерживать современные человеческие общества. Но за последнее столетие человек в результате своей деятельности поставил под угрозу функционирование биосферы, подведя ее к порогу устойчивости. Оценка экосистем на пороге тысячелетия позволила сделать вывод, что изменения в экосистемах в результате деятельности человека были более быстрыми за последние 50 лет, чем когда-либо в истории человечества, что увеличивало риски резких и необратимых изменений. Основными движущими силами изменений являются спрос на продукты питания, воду и энергетические ресурсы, вызывающий серьезную утрату биоразнообразия и ведущий к изменениям в экосистемных услугах. По мнению ООН, к критическим уровням подошли климатическая и водные системы. Например, согласно концепции
planetary-boundaries, достигнута точка, при которой потеря летнего полярного морского льда почти наверняка необратима. В 2019 году были зафиксированы новые рекордные уровни углекислого газа CO2 и других парниковых газов в атмосфере. Это обусловило включение проблем климата и управления водными ресурсами в
Цели в области устойчивого развития.
Согласно мнению экспертов ООН, изменение
климата уже сейчас оказывает заметное влияние на все страны на всех континентах. На основании чего делаются прогнозы о том, что в скором времени они приведут к глобальным трансформациям: природным катаклизмам, поднятию уровня моря и т.д. – и реальным экономическим последствиям. В результате запретов на поездки и замедления экономического роста, вызванных реакцией стран на пандемию COVID-19, выбросы парниковых газов в 2020 году сократятся примерно на 6%. Но такое улучшение носит лишь временный характер. Изменение климата не приостановилось. Как продолжать развитие человеческих обществ и поддерживать системы Земли в устойчивом состоянии, чтобы нам было где жить? Для этого необходимы практики, направленные на коэволюцию человека и природы.